СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ НОВГОРОДА

Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле, 1352 г.

Всемирную известность храм приобрел не только благодаря архитектурным достоинствам, но и неповторимой фресковой росписи, выполненной в 1363 г. Стены церкви украшали около 200 композиций. В первые месяцы ВОВ памятник был разрушен. За возрождение церкви Успения Богородицы на Волотовом поле, уникального памятника XIV века, архитекторы-реставраторы Леонид Красноречьев и Нинель Кузьмина удостоены звания лауреатов Государственной премии РФ. Реставрация уникальных фресок ООО «НРМ «Фреска» продолжается. Несколько возрожденных композиций уже вмонтированы в стены.

Проезд автобусами №103, 116, 120 от автовокзала или остановки «Фёдоровский ручей». Ост. «д. Волотово».

Уникальные иконы XV в. из праздничного чина ц. Успения представлены в экспозиции иконописи в Кремле.

_________________________________________________________

Легенды Волотова

Близ Великого Новгорода, в местечке Волотово, есть потрясающий храм Успения Пресвятой Богородицы. Уникальность храма заключается в особенностях его архитектуры (о которых мы еще поговорим), в том, что он донес до нас ансамбль фресковых росписей 14 века (утраченный, к сожалению, во время Великой Отечественной войны). Уникальна церковь реставрационными работами, в ходе которых практически полностью уничтоженный храм поднялся из земли, и тем, что в скором времени мир снова увидит фрески этой церкви - их кропотливо собирают руки реставраторов. Уникальна и легендами.

Название «Волотово» впервые упоминается в связи со строительством церкви. Человека всегда интересует история донесенных до него из глубины столетий имен, так и над смыслом названия «Волотово» бьется не одно поколение ученых умов. Люди всегда остаются детьми в постижении смысла имен и в своем желании дойти до самой сути!

По одному предположению, название «Волотово» произошло от мифологических великанов, старейшин. Именно так в старинных хронографах и духовных стихах они и именовались. По легенде, которая легла в основу этой версии, здесь хоронили старейшин со времен великого Гостомысла, который во времена политических споров, в далеком 9 веке н. э., предложил призвать князя со стороны – так на арене русской истории появился Рюрик… Вплоть до 19 века вблизи церкви существовал курган, где и был похоронен мудрый старец, который к тому же, по одной из гипотез, является дедушкой Рюрика…

По другой версии, название места, на котором и сегодня красуется маленькая церковь-шедевр, произошло от другого мифологического существа. Предполагается, что имя месту дали в честь языческого бога Волоса. И действительно, часто в старину называли пространство по имени бога, которому поставлен в этой местности идол. Так было во времена язычества. Яркий пример этому – сохранившееся до наших дней название «Перынь». Во времена же православия на Руси на месте языческих идолов и «поганых», худых, мест ставились храмы: так освящалось это пространство, преображаясь в молитве верующих, при сошествии сюда Святого Духа.

Но существует и третья версия, которая так же, как и другие две, имеет право на существование и тоже подкрепляется определенными доказательствами. Так еще называлась чудь – финно-угорское племя, наряду со словенами, кривичами и мерей жившее здесь со времен образования будущего Господина Великого Новгорода.

При обилии легенд и гипотез, одна другой краше и притягательнее, ученые склоняются к самой простой версии. По их мнению, название произошло от имени человека, жившего здесь задолго до строительства храма. Волот. Так имя сохранилось в веках, став частью имени церкви!

С церковью этой связаны и другие легенды. 19 июля 2002 года бригада реставраторов как обычно вела кладку стен храма (а принцип реставрации – использование, насколько это возможно, кирпичей 14 века, извлеченных из завалов). Один из реставраторов взял в руки кирпич и хотел уже его поставить в подготовленное место, да что-то остановило его: реставратор увидел рисунок. Не клейма изготовителей были нацарапаны на кирпиче, и не лапка животного пропечаталась на нем, как это часто бывало в зодчестве Древней Руси, но ладья с тремя воинами плыла, изображенная на поверхности кирпича площадью 29 на 14,5 см. Целый сюжет развернут на небольшом пространстве. Символично, что кирпич был найден в юбилейный год – 650 лет прошло тогда со дня строительства церкви. Реставраторы, успешно начавшие свое дело, посчитали, что это добрый знак: благословление свыше, частичка истории, доплывшая до нас сквозь века. Что же изображено на этом кирпиче?

3 воина, одетые в боевые доспехи (головы двух увенчаны остроконечными шлемами с развевающимися султанами), плывут в неизвестную даль. Кто автор этого рисунка? Судя по уверенным, четким линиям, талантливой композиции и выразительности образов персонажей, это человек, прекрасно владевший рисунком. Скорее всего, художник или зодчий, по заказу архиепископа Моисея в далеком 1352 году строивший этот храм.

Кто эти трое в ладье, плывущие вдаль? Какие это легендарные персонажи или реальные воины, известные художнику? Что за историю поведал он нам? Если художник хотел изобразить на кирпиче какие-то легендарные личности, то это могли быть предводитель племени руссов Рюрик и братья его: Синеус и Трувор. Если вспомнить, что недалеко отсюда был курган с могилой Гостомысла, призвавшего сюда братьев, то эта версия не такая уж и невероятная. А если это так, то кирпич-послание 14 века хранит память об истоках Руси, о тех, кто, по одной из версий, в 9 веке принес ей это имя, сохранившееся до наших дней, такое дорогое и нам, жителям 21 века. Тогда эта ладья, доплывшая до нас из глубины веков, может рассматриваться как символ колыбели русского государства и находка эта – соприкосновение с истоками и – с Вечностью.

Историки проанализировали детали этого сюжета-послания. Скорее всего, вовсе не викинги изображены на нем, а новгородцы-ушкуйники – род воинов, что в те времена уходили далеко за моря, покорять и осваивать новые земли, чтобы потом назвать их частью великой Новгородской земли. Но даже если версия о варягах, изображенных на кирпиче, не подкрепляется доказательствами, по красоте и поэтичности своей она соответствует поэтичности храма, который после окончания реставрационных работ максимально приближен к своему первоначальному облику.

По легенде, строительство храма связано с чумой, поразившей сначала Псков, а затем другие русские земли. В числе них был и Новгород. Псковичи вызвали из Новгорода архиепископа Василия отслужить молебен, он скончался по дороге обратно, выполнив свою миссию. Тогда его последователь, вновь избранный архиепископ Моисей, ныне почитающийся как святой, уповая на Божью помощь, строит храм во имя Успения Божьей Матери. Не один храм на Руси строится как мольба о помощи в годину великого бедствия. И это свидетельство высоты духа новгородцев. Прославившийся многими духовными подвигами архиепископ Моисей, скончавшись, был похоронен своим последователем и учеником архиепископом Алексием. Первая новгородская летопись хранит память о том, как своими руками устроил Алексий могилу для своего учителя. Говорят, незадолго до смерти Моисей передал Алексию свой замысел фрескового ансамбля этой маленькой церкви, осуществление которого началось спустя несколько месяцев после смерти Моисея.

Часто так получается: чтобы узнать много нового, открыть для себя сокровища этого мира, не обязательно совершать путешествие «вокруг света». Познакомиться с мировым шедевром, оказывается, довольно просто, особенно, если живешь на такой земле, как Великий Новгород. Уникальна церковь не только архитектурой; иконами, частично сохраненными и экспонируемыми в историческом музее Великого Новгорода; фресками, над обломками которых идет уникальная и кропотливая работа по их восстановлению; уникальна она и легендами, которые, как снега, кружат вокруг этой маленькой церкви – модели вселенной, как ее понимали наши предки.

Добраться до церкви Вы можете многими автобусами, следующими по московской трассе, отправление от автовокзала. Выйти из автобуса нужно на остановке сразу за синим мостом. Перейдя дорогу и ориентируясь на серебристый купол церкви, дойдите до нее по асфальтовой дорожке. Церковь открыта ежедневно с 10.00 до 16.00, кроме понедельника и вторника. Церковь Успения на Волотовом поле – объект показа Государственного Художественного музея Новгородской земли. Дополнительная информация по телефону: (816 2) 77 42 56.

Екатерина Виснап 

© velikiinovgorod

Конструктор сайтов - uCoz