СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ НОВГОРОДА

Выставка «Изразцы в собрании Новгородского музея»

 

Интереснейшая выставка, посвященная изразцам, находится в пристройке древнего Никольского собора на Ярославовом дворище. Она рассказывает о зарождении и развитии изразцового искусства Великого Новгорода, о превращении его из прикладного в высокое монументальное искусство, применявшееся в украшении фасадов храмов. Наиболее интересные изразцы – в Вяжищском монастыре. Никольский собор (1681-1685) Вяжищского монастыря имел традиционное для своего времени изразцовое убранство — отдельные вставки заполняли углубления на фасадах галерей. А вот керамический декор грандиозного трапезного храма несравнимо более сложен и богат. 

_____________________________________________________________

Впервые в истории Новгородского музея изразцам посвящена специальная тематическая выставка, которая позволяет проследить последовательное становление этого декоративно-прикладного искусства (первоначально изразцы использовались для украшения интерьеров, в частности - облицовки печей) и постепенное превращение его в высокое монументальное, наряду с архитектурой и фреской.

Выставка «Изразцы в собрании Новгородского музея» представлена в пристройке (1809 г.) Никольского собора (XII век) не случайно: изразцы здесь были частью интерьера – они украшали ступени солеи, ведущей к иконостасу, устроенной по археологическим данным в 1685-1686 гг. Именно поэтому настоящая выставка так гармонично вписывается в пространство пристройки Никольского собора.

Для того чтобы выставка состоялась, потребовалась колоссальная работа сразу 2 музейных фондов, в которые входили изразцы: археологического и архитектурно-археологического, так как изразцы находили в ходе археологических раскопок и реставрационных работ. Кроме того, выставка получает особое звучание благодаря огромным фотографиям памятников архитектуры, в украшении которых и использовались изразцы. Это помогает живо представить себе, как экспонируемый «кусочек керамики», изразец, заботливой рукой мастера вставленный в специально отведенное для него (в соответствии с замыслом) место, меняя облик, определял своеобразие храма. Вспомним, например, Знаменский собор XVII - XVIII вв., неотъемлемой частью декора которого являются изразцы, или Архиерейский дом Хутынского монастыря, или Вяжищский монастырь - здесь изразцы уже не просто дополняют художественный образ монастырских зданий, но и определяют его звучание.

Самые ранние изразцы («протоизразцы»), представленные на выставке (как правило, изготовляемые из красной глины), датируются XII веком. По одной из версий, их применяли для оформления отверстия печной трубы - они являли собой «нечто среднее между кирпичами и изразцами». По другой - ими «облицовывали верхнюю конструкцию печи, которая служила … для накапливания тепла и выпуска дыма». В любом случае, перед нами робкие попытки мастеров перешагнуть ту грань, за которой начинаются ростки искусства. За этой гранью наличие предмета определяется не только практической пользой от него, но и эстетическим содержанием.

Зародившееся искусство изразцов начинает активно применяться в украшении интерьеров, о чем, например, свидетельствует необычное (новаторское) его применение в украшении солеи Никольского собора. Тогда же в 1680-е гг. при новгородском митрополите Корнилии печную керамику стали применять для украшения фасадов храмов, в основном, в виде «легких поясов» на барабанах под главами или «как вставки в ширинках» галерей. Перечислим храмы, в убранство которых входили печные рельефные муравленые и поливные изразцы, ведь, таким образом, выставка изразцов приоткрывает еще одну грань культуры Великого Новгорода, объединяя различные храмы лентой изразцов. Это и церковь св. Феодора Стратилата на Щирковой улице, Знаменский собор (1682-1686 гг.), Спасо-Преображенский собор и так называемый «Архиерейский дом» (70-80-е гг. XVII в.) Хутынского монастыря, церковь св. Троицы в Ямской слободе (конец XVII - начало XVIII вв.) и др.

Процесс обучения мастерству был длительным: обучающийся седьмой год «на образцы краски наводить» считался учеником. Благодаря Хутынским изразцам, отличающимся четким рельефом, прочностью и блеском сохранившегося полихромного глазурного покрытия, были реконструированы технологии изготовления изразцов.

Изразцовая мастерская, основанная патриархом Никоном в 1655 году, просуществовала с некоторыми перерывами до 1690-х гг. За время работы мастерской «декоративная керамика вышла на фасады зданий», т.е. декоративно-прикладное искусство переросло собственные рамки, превратившись в монументальное.

Обратимся к вершинному памятнику изразцового искусства - Вяжищскому монастырю. Архитектурный ансамбль этой обители включает Никольский собор, церкви св. Иоанна Богослова и Вознесения с трапезной палатой и колокольней, а также ведущие от трапезной к собору двухъярусные галереи с крыльцами. Никольский собор (1681-1685 гг.) имел традиционное для своего времени изразцовое убранство — отдельные вставки заполняли ширинчатые углубления на фасадах галерей. А вот керамический декор грандиозного трапезного храма, несравнимо более сложный и богатый, кажется, был противопоставлен скромному убранству собора.

Строительство трапезного храма началось не позднее 1694 г. Работы были завершены в 1698 г. при митрополите Иове (1697—1716 гг.), но разразившаяся в том же году буря нанесла повреждения, которые были устранены только в 1702 г. Монастырский ансамбль получил завершение в 1708 г., когда над западной частью трапезной палаты была возведена колокольня с развитым изразцовым декором. Двухъярусные галереи с крыльцами также получили украшение в виде изразцовых панно и отдельных вставок изразцов. Как отмечают исследователи, четкие и ясно читаемые формы орнамента вяжищской керамики, ее укрупненный масштаб свидетельствуют о ее изначальном монументальном характере.

Где же создавались вяжищские изразцы? – У ученых нет единого взгляда на эту проблему. Несмотря на сходство орнаментальных мотивов поясовых изразцов Иосифо-Волоколамского и Вяжищского монастырей, нельзя не отметить, что трапезный храм Вяжищ далек «по общему стилю изразцового убранства от московских храмов». Таким образом, наряду с предположением, что роскошное керамическое убранство Вяжищ - «сложное и огромное по масштабам изразцовое дело» - было исполнено в Москве и Ярославле (крупнейших центрах изразцового декора!), не исключается вероятность изготовления некоторых изразцов мастерской Валдайского Иверского монастыря.

Эпоха Петровских реформ существенно отразилась и на искусстве изразцов! Известно, что Петр I, пораженный во время заграничных путешествий дельфтскими керамическими плитками с синей росписью, решил наладить производство гладких расписных изразцов в России.

С легкой руки российского императора в моду входят гладкие изразцы. Пленные шведы начинали их историю в России, налаживая производство. Одновременно русские мастера отправлялись за границу на обучение. Технология изготовления гладких изразцов несколько проще технологии изготовления рельефных полихромных изразцов. Здесь уже не требовалась деревянная контррельефная форма: гладкую лицевую поверхность обожженной предмета покрывали белой эмалью, наносили роспись и после этого повторно обжигали, расплавляя эмаль и «вплавляя» роспись. Гладкие расписные изразцы стали использоваться в убранстве интерьеров при облицовке печей. Таким образом, изначально декоративное искусство, «шагнувшее на фасады зданий», снова вернулось в интерьер. (Вспомним, кстати, что эпоха Петра Первого внесла изменения и в изготовление художественной эмали: технологии расписной эмали были значительно проще по сравнению со средневековыми технологиями перегородчатой и выемчатой эмали и при этом по-своему эффектны. Это находит свое отражение в выставке «Золотая кладовая Великого Новгорода», расположенной в Кремле, в здании Присутственных мест).

В течение XVIII в. появилось большое количество заводов по производству печных изразцов во многих городах России. В Петербурге казенные и частные заводы сразу были ориентированы на производство гладких расписных изразцов; в провинции - Калуге, Ярославле, Туле, Суздале, Балахне - и Москве, где известны имена двадцати владельцев частных заводов и мастерских, постепенно переходили от рельефной полихромной керамики к гладкой расписной. Создаваемые в значительном количестве изразцы предназначались для облицовки печей, которые в XVIII в. служили почти исключительно украшением интерьеров дворцов и дворянских усадеб, интенсивно строившихся в это время. На протяжении XVIII в. в соответствии с развивающимися представлениями и вкусами создавались новые архитектурные композиции изразцовых печей и новые виды изразцов.

Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что выставка «Изразцы в собрании Новгородского музея» не затеряется в ряду таких уникальных и раритетных выставок и экспозиций, как «Русская икона XI - XIX вв. в собрании Новгородского музея», «История Великого Новгорода от древнейших времен до наших дней», «Золотая кладовая Великого Новгорода», которыми по праву гордится Новгородский музей-заповедник. «Изразцы в собрании Новгородского музея» – еще один повод осознать богатство культуры Великого Новгорода, в ней - залог будущего его процветания.

Сборные экскурсии по выставке проходят каждую субботу в 14.00 в рамках экскурсии по Никольскому собору (сбор у кассы Никольского собора).

Режим работы Никольского собора: (зимний, действует до 1 апреля) с 10.00 до 12.00, с 13.00 до 18.00, кроме понедельника, вторника и последней пятницы месяца.

С некоторой периодичностью посещение выставки включается в обзорные автобусные экскурсии по городу, которые организуются каждое воскресенье. Отъезд от Сенной площади в 12.00. Билеты можно приобрести в Важне («Сувениры»). Стоимость билета: 140 р. для взрослых, 100 р. для школьников, студентов, пенсионеров. Как правило, в ходе такой экскурсии после посещения выставки едут осматривать комплекс Вяжищский монастыря, в убранстве которого они прозвучали. Посещение монастыря, благодаря его сказочной красоте, становится сильным аккордом экскурсии, помогает услышать дыхание времени, которое сберегли для нас изразцы.

Екатерина Виснап

Для подготовки материала использовалась вступительная статья Яковлевой Л.П каталога выставки «Изразцы в собрании Новгородского музея». Каталог выпущен специально к открытию выставки в виду ее уникальности. 

© velikiinovgorod

Конструктор сайтов - uCoz