СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ НОВГОРОДА

Церковь Спаса Преображения на Нередице, 1198 г.

Всемирно известная церковь является единственной постройкой, сохранившейся от небольшого Нередицкого монастыря, на месте которого сейчас находится деревня. История церкви восходит к лету 1198 г., когда она была выстроена князем Ярославом Владимировичем после смерти двоих его детей. До ВОВ являла собой полностью сохранившийся ансамбль русской стенописи конца XII в. В настоящее храм восстановлен после разрушений ВОВ, реставрация грандиозного фрескового ансамбля продолжается. Выразительные фрагменты «Страшного Суда», изображения святых и мучеников в дьяконнике дают возможность понять и почувствовать его неповторимость.

Часы работы: с 11.00 до 14.00 (1 октября – 31 марта); с 11.00 до 16.00 (1 апреля – 30 сентября); выходные - четверг, пятница. д. Спас-Нередицы. Проезд автобусом №186 от вокзала. 

______________________________________________________________

…На невысоком холме за речкой Спасовкой, к востоку от Рюрикова Городища, в одной из наиболее живописных окрестностей Великого Новгорода стоит небольшая церковь, известная во всем мире под именем Спаса-Нередицы. Это единственное здание, сохранившееся от Нередицкого монастыря. В ясную погоду из города хорошо виден лаконичный силуэт церкви, венчающий холм. С холма открывается замечательный вид на заливные луга, широкую ленту Волхова, озеро Ильмень. Весь Новгород виден оттуда, как на ладони.

История церкви восходит к лету 1198 года, когда она была выстроена князем Ярославом Владимировичем после смерти всех его детей. Если первая княжеская постройка – Софийский собор – была самой крупной, то последняя – церковь Спаса на Нередице – самой малой. Уменьшение роли князей как властителей города находило свое отражение и в строительстве. По своему облику последняя княжеская постройка не отличалась от скромных боярских, купеческих и уличанских храмов конца XII столетия. Это небольшой кубического типа одноглавый храм. Внутреннее пространство его очень простое. Фресковая роспись церкви Спаса на Нередице была исполнена в 1199 году и до своей гибели давала самое точное представление о системе росписи русских храмов в это время.

Вторая мировая война превратила памятник в руины. Обмеры, сделанные в предшествующие годы, позволили его восстановить, но некогда грандиозный фресковый ансамбль был утрачен навсегда. Лишь выразительные фрагменты «Страшного Суда», изображения святых и мучеников в дьяконнике, еще несколько фигур в нижней части алтаря, дают хоть какую-то возможность понять и почувствовать его особенности.

Исследователи этого памятника не раз обращали внимание на сочетание в его живописи глубоко традиционной архаики с новыми элементами, как в выборе сюжетов (образы русских святых Бориса и Глеба), так и в художественном языке. Эти росписи обычно приписывали местным мастерам. Несколько лет назад археологи вскрыли усадьбу конца XII века, где жил художник — Олисей Гречин. Некоторые находки позволяют предположить, что этот мастер возглавлял работу по созданию фресок храма.

Марина Пуксант 

 

© velikiinovgorod

Конструктор сайтов - uCoz