СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ НОВГОРОДА

Собор Святой Софии Премудрости Божией

 

Одна из древнейших каменных построек Руси (1045-1050). Грандиозный Собор, посвященный Софии Премудрости Божией, заложен князем Ярославом Мудрым, его сыном Владимиром и епископом Лукой как общегородской храм. В южной галерее захоронены выдающиеся новгородцы - князья, епископы, посадники.

С момента возведения храма у новгородцев сложилось особое к нему отношение. «Где святая София, там и Новгород», - говорили новгородцы. Эта идея получила дальнейшее развитие в начале XV века, когда центральный купол пятиглавия был вызолочен, а на кресте, укрепленном на нем, помещен свинцовый голубь, олицетворявший Святого Духа.

Как архитектурное сооружение Новгородский Софийский собор совершенен. Византийские и киевские зодчие, возводившие его, сумели передать через эту главную и единственную в XI веке каменную постройку города сущность новгородского характера: сдержанность, граничащую с суровостью, масштабность помыслов и мощь. Новгородский собор Святой Софии отличается от своего предшественника - Киевского - компактностью объемов и строгостью форм.

Первоначальное внутреннее убранство храма сохранилось лишь частично. В Мартирьевской паперти можно увидеть изображение Святых Константина и Елены, датируемое XI столетием.

В XII веке Софийский собор был расписан полностью. Грандиозные, более трех метров в высоту, фигуры пророков в простенках центрального барабана, изображения святых и орнаментальные мозаики в алтарной части, выразительный полуфигурный деисус в южной галерее - это почти все, что сохранилось сегодня от былого великолепия.

В древности Софийский собор имел алтарную преграду, в которую входили сохранившиеся до сегодняшнего дня иконы, датируемые рубежом XI - XII веков, - «Спас на престоле» (ныне находится в Музее Московского Кремля) и «Апостолы Петр и Павел» (Новгородский музей-заповедник). Позднее, в XIV-XVI столетиях, в соборе был установлен высокий иконостас. Мерцание серебряных окладов, первозданная яркость красок икон из Успенского и Рождественского иконостасов притягивают взгляд и уводят его к высотам сводов и купола.

Сегодня войти в храм можно через Северные двери. Но во время архиепископских служб открываются главные - Западные врата. Они сделаны в немецком городе Магдебурге в XII веке. В Новгород врата попали в том же веке как военный трофей из Швеции. Это единственное в России произведение романской монументальной пластики было собрано в XV веке русским мастером Авраамом, поместившим свое изображение рядом с портретами немецких литейщиков Риквина и Вайсмута.

В соборе хранится русская национальна реликвия – икона Божией Матери «Знамение», в 1170 г. защитившая Новгород от суздальцев, эта легенда впоследствии легла в основу иконы «Битва Новгородцев с суздальцами», повествующей об этом событии. Это событие (Знамение Пресвятой Богородицы) было настолько важным для новгородцев, что празднование его совершалось по особому чину (церковному правилу).

Софийский собор является действующим храмом, открыт с 8 до 20 часов. Службы проводятся в 10 и 18 часов.

На стенах Софийского собора сохранились не только фрагменты фресковых росписей XII века, но и древние граффити. Древние граффити – так называют надписи на стенах русских средневековых зданий, нацарапанные «писалом» – инструментом для письма на бересте, – весьма распространенное явление на Руси до XV века (впоследствии бересту сменяет бумага - писалом больше не пользуются – граффити не появляются), несмотря на то, что еще в X веке князь Киевской Руси Владимир Креститель указом запретил вырезать надписи на стенах храмов. Именно Новгород, архитектура которого не была разрушена набегами татар, в наибольшем объеме донес до нас эти надписи. Кроме Софийского собора, их можно встретить в церкви Спаса на Нередице, церкви Федора Стратилата на Ручью и др. храмах Новгорода. Как и берестяные грамоты, новгородские граффити донесли до нас живые голоса жителей средневекового Новгорода. Но в отличие от берестяных грамот, привязанных к конкретной жизненной ситуации, большинство граффити обращено к Богу или святым, выражает мысли и чувства их писавшего («царапавшего»). Некоторые отрывки содержат отголоски язычества, или просто представляют собой надписи бытового характера.

Первое чудо Руси

ГДЕ СВЯТАЯ СОФИЯ, ТАМ НОВГОРОД…

Софийский собор (1045-1050) – старейший русский храм на территории России, сооруженный по образцу Киевской Софии, построенной несколькими годами ранее. Кроме Новгородской Софии, в России больше нет сохранившихся памятников архитектуры XI века. С храмом на протяжении почти десяти веков связана не просто религиозная и гражданская жизнь Новгорода, но сама душа, духовная суть города. Наши предки относились к Святой Софии персонифицированно - как к покровительнице и утешительнице в скорбях и несчастиях. Прекращение разного рода бедствий – избавление от татар в 1238 г. и спасение от тяжелого мора в 1391-м – получало однозначное объяснение: «А нас спасла св. София». Такова была твердая, неколебимая вера новгородцев.

Идея о нерасторжимом единстве судьбы храма с судьбою Новгорода нашла воплощение и в особенностях росписи храма. Летопись сохранила предание о том, как на изображении в куполе благословляющая десница Спасителя на другой день оказалась сжатою. Фреску переписывали до трех раз, пока на четвертый день сверху не раздался голос Христа, просящего оставить Его образ с сжатою рукой, так как в руке Он держит Новгород, которому быть, пока не разожмет Он Свою руку. Так, молясь в храме, устремляя свой взор к небу, новгородцы воочию видели Ту руку, которая держала их общую судьбу.

Древняя живопись XI века

Строительство новгородского Софийского собора было завершено к 1050 году, но, в отличие от Софии Киевской, его интерьер не был сразу украшен настенным письмом. Лишь в 1108 году мастера приступили к росписи храма. До этого существовала роспись в виде отдельных изображений, наподобие настенных и настолпных икон, которую обнаружили во время реставрационных работ конца XIX века в Мартирьевской паперти (так именуется южная галерея собора). Тогда из-за поздней штукатурки была раскрыта живопись, относящаяся к середине XI века, - изображение византийского императора Константина (306-337) и его матери императрицы Елены, стоящих по сторонам большого креста.

По технике и стилю композиция с изображением Константина и Елены совершенно непохожа на живопись 1108 года и не имеет аналогов в древнерусской живописи в целом. Она выполнена не на обычной двухслойной штукатурке, а по тончайшему слою известковой затирки. Возможно, живопись не является фреской, т.е. выполнена не по сырой, а по сухой штукатурке. Легкие, твердой рукой положенные линии сочетаются со светлыми оттенками прозрачных красок. Кажется, что изображение «живет» перед стеной, лишь нежно касаясь ее поверхности. Возможно, истоки этого своеобразия восходят к росписям русских деревянных храмов, о которых мы знаем только по упоминаниям в письменных источниках. Время оставило на изображении свои драматические отметины, но в целом изображение это - знак загадочной эпохи Ярослава Мудрого и митрополита Илариона.

О чем говорило оно уму и сердцу новгородца? Напоминало о Кресте как орудии спасения мира, символе Нового Завета, знаке победы над смертью. За образами светских владык Константина и Елены виделись новгородцу и русские продолжатели их христианской миссии – тоже сын и мать: Владимир Креститель Руси и княгиня Ольга. В памяти возникали также имена тех, кому Новгород обязан самым дерзновенным деянием XI века — возведением Софийского собора: благоверного князя Владимира Ярославича (память 4/17 октября) и благоверной княгини Анны (память 10/23 февраля).

Чудотворные иконы Софийского собора

Перед Успенским (главным) иконостасом Софии находится известный во всем Мире чудотворный образ «Божия Матерь Знамение». В местном ряду Рождественского иконостаса, расположенного в Рождественском приделе Софийского собора, находятся 2 чудотворные иконы.

Слева от царских врат стоит образ Богоматери Тихвинской. Это одна из самых почитаемых святынь Софийского собора. Эта икона является списком с прославленной чудотворной иконы Тихвинской Богоматери, точно повторяющей размеры и изображение прототипа; называются такие списки „мера и подобие". Ее можно отнести к древнейшим: доска, на которой она написана, очень старая, по ряду признаков и характеру обработки дерева можно предположить, что она выполнена не позднее конца XV — начала XVI в.

Рядом с иконой Троицы стоит древний образ Спаса на престоле. Та живопись, которую мы видим сейчас, относится к XVI в. Это очень хорошая, прекрасно написанная икона, но под ней открывается образ более древний, причем сохранившийся. В небольших окошечках пробных раскрытий просматривается первоначальное изображение исключительной силы и выразительности.

Граффити

Граффити Софийского собора - свидетельства широкого распространения грамотности среди прихожан средневекового Новгорода. В отличие от берестяных грамот, привязанных к конкретной жизненной ситуации, подавляющее большинство граффити обращено к Богу или святым, среди них молитвенный возглас „господи, помоги рабу своему". Граффити подписывались. Была обнаружена целая группа надписей, сделанных художниками, которые расписывали Софийский собор, благодаря этим граффити среди немногих имен древнерусских живописцев теперь нам известны Стефан, Сежир, Георгий, работавшие в Новгороде. Среди граффити собора есть отрывки, содержащие отголоски язычества, или просто светского характера.

Древнерусские надписи Софии донесли до нас живые голоса новгородцев от князя и посадника до чернеца и простого прихожанина. В связи с известной богословской идеей храма как мира и мира как книги, церковные стены, испещренные надписями, предстают перед нами каменными страницами, на которых звучала вечная молитва, постоянно в течение столетий обновляющаяся и повторяющаяся.
Статья написана на основе книги «Где святая София, там и Новгород», СПб, 1997.

© velikiinovgorod

Конструктор сайтов - uCoz